Что значит ффнр

Что значит ффнр

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) – нарушение процессов звукопроизношения и восприятия фонем при различных речевых нарушениях у детей с нормальным интеллектом и биологическим слухом. ФФН характеризуется заменами, смешением и искажением звуков, нарушением слоговой структуры слова, нерезко выраженными лексико-грамматическими нарушениями. Логопедическое обследование при ФФН включает изучение состояния звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, навыков словообразования, связной речи. Коррекционная работа при ФФН ведется над нарушенными сторонами речи.

  • Классификация ФФН
  • Характеристика ФФН
  • Логопедическое обследование при ФФН
  • Коррекция ФФН
  • Прогноз и профилактика ФФН
  • Цены на лечение

Общие сведения

ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие) – несформированность звуковой стороны речи, характеризующаяся фонетическими и фонематическими дефектами. Главным определяющим признаком ФФН является незавершенность формирования процессов произношения и восприятия фонем, близких по акустико-артикуляционными характеристикам. ФФН представляет серьезное препятствие на пути овладения навыками письма и чтения и является риск-фактором развития дисграфии и дислексии у детей школьного возраста.

Нарушения средств общения (ФФН и ОНР) являются категориями психолого-педагогической классификации речевых нарушений, отражающими уровень сформированности языковых средств и позволяющими в соответствии с этим выстраивать логопедическую работу. ФФН объединяет обширную группу нарушений речи: артикуляторно-фонематическую и акустико-фонематическую дислалию, дизартрию, ринолалию. Дети с ФФН составляют 20-25 % от общего количества детей с речевыми нарушениями.

Классификация ФФН

По выраженности нарушений звуковой стороны речи выделяют легкую, среднюю и тяжелую степень ФФН:

Легкая степень ФФН характеризуется нарушением дифференциации только дефектно произносимых звуков. В остальном звуко-слоговая структура слова анализируется правильно.

Средняя степень ФФН характеризуется более грубыми нарушениями звукового анализа. Отмечается недостаточная дифференциация значительного числа звуков, входящих в различные фонетические группы. В устной речи их артикуляция сформирована достаточно.

Тяжелая степень ФФН характеризуется глубоким фонематическим недоразвитием, когда ребенок не воспринимает звуки на слух, не различает их, не может выделить их в слове и установить последовательность.

Характеристика ФФН

При ФФН у детей имеет место расстройство произносительной стороны речи и особого фонематического слуха, способствующего различению и узнаванию фонем родного языка. Физиологический слух и интеллект у детей с ФФН сохранны. Структура дефекта при ФФН характеризуется несформированностью звуковой стороны речи, нарушением дифференциации звуков, сходных по артикуляторным и акустическим признакам, нарушением слоговой структуры слова, нерезко выраженным лексико-грамматическими нарушениями.

Нарушения звуковой стороны речи у детей с ФФН представлены фонематическими (смешением и заменами звуков) и фонетическими дефектами (искажением звуков) Наиболее часто отмечаются замены артикуляторно сложных звуков более простыми ([р] на [л], [ш] на [ф], [с] на [т] и пр.). Другим вариантом проявления ФФН может быть недифференцированное произношение звуков, когда один звук может служить заменителем целого ряда других звуков (например, [т´] вместо [ с´], [ ч ], [ ш ]). Еще одним дефектом при ФФН может являться смешение звуков, их неустойчивое употребление в речи: в одних случаях нужный звук произносится правильно, в других – заменяется артикуляторно или акустически близкими звуками. В дальнейшем такие нарушения будут сопровождаться однотипными заменами букв на письме (артикуляторно-акустическая дисграфия).

Фонематические нарушения часто сочетаются с фонетическими недостатками – искажением произношения одного или нескольких звуков (ротацизмом, сигматизмом, ламбдацизмом и др.). Общее количество дефектно произносимых звуков при ФФН может достигать 16-20.

Прямым следствием нарушенного звукопроизношения у ребенка с ФФН является неспособность овладеть фонематическим анализом: выделить звуки на фоне слова, определить их количество и последовательность. Детям с ФФН с трудом дается произнесение слов со стечением согласных и многосложных слов. При проговаривании таких слов отмечаются пропуски слогов, их перестановки и замены, добавления лишнего звука внутри слога и т. д. Кроме перечисленных затруднений, при ФФН может отмечаться нечеткость артикуляции.

Читайте также:  Привкус металлический во рту симптом

Лексический запас и грамматический строй речи при ФФН обычно в пределах нормы, однако при специальном обследовании могут выявляться ошибки в словоизменении, согласовании частей речи, употреблении предлогов.

Наряду с нарушениями вербального характера, детям с ФФН свойственны определенные особенности протекания ВПФ: неустойчивость произвольного внимания, трудности переключения, сужение объема памяти (особенно на речевой материал), трудности в понимании абстрактных понятий, замедленное течение мыслительных процессов и т. д. Все это препятствует успешной учебной деятельности и обусловливает нестойкую успеваемость.

Логопедическое обследование при ФФН

Приступая к диагностическому обследованию речи у ребенка с ФФН, логопед (из медицинской документации или из беседы с родителями) выясняет анамнестические сведения (особенности протекания беременности и родов у матери, раннего физического, психического развития ребенка). При оформлении речевой карты на ребенка с ФФН следует сделать особые отметки о состоянии слуха (по заключению детского отоларинголога), неврологического статуса (по заключению детского невролога), общего здоровья (по заключению педиатра).

Затем исследуется состояние и подвижность артикуляционного аппарата, оценивается состояние голосовой и дыхательной функции. При обследовании звукопроизношения обращается внимание на характер имеющихся нарушений (замены, смешение, искажение, отсутствие), различение оппозиционных фонем, способность воспроизведения слов различного слогового состава. Крайне важным при ФФН является исследование уровня сформированности навыков звукового анализа и синтеза. Диагностика устной речи завершается изучением количественной и качественной характеристики словарного запаса, сформированности грамматического строя речи и связной речи.

При диагностике письменной речи выявляется наличие специфических ошибок на письме и их характер (замены букв, аграмматизмы и др.), определяется уровень владения чтением, ошибки, понимание прочитанного. В речевой карте обязательно фиксируются образцы детской речи, на основании которых делается заключение о наличии у ребенка ФФН.

Коррекция ФФН

Дети с ФФН подлежат обучению и воспитанию в специальных логопедических группах детских садов, куда зачисляются на 10 месяцев с 5 или 6 лет. Школьники с нарушениями письма и чтения, обусловленными ФФН, занимаются на школьном логопункте. Основные направления логопедической работы при ФФН включают коррекцию звукопроизношения, развитие фонематических процессов, подготовку к овладению грамотой (в школе – профилактику либо коррекцию нарушений письменной речи).

В процессе логопедических занятий по коррекции ФФН осуществляется работа над произносительной стороной речи (уточнением артикуляции, постановкой, автоматизацией и дифференциацией звуков); формированием фонематического восприятия, анализа и синтеза; обогащением словаря; развитием навыков словообразования и словоизменения, составлением простых и сложных предложений; развитием связной речи; овладением элементарными навыками чтения и письма. На занятиях по коррекции ФФН используется соответствующий возрасту наглядный и речевой материал, различные дидактические приемы, артикуляционная гимнастика, логопедический массаж. Логопедическая работа по коррекции ФФН проводятся в индивидуальной, подгрупповой и фронтальной форме.

Дети с ФФН нуждаются в занятиях детского психолога: развитии слухового внимания и слуховой памяти, общей и мелкой моторики, памяти, мышления.

Прогноз и профилактика ФФН

Раннее выявление детей с ФФН и проведение целенаправленной логопедической работы позволяет полностью исправить недостатки звукопроизношения и развить фонематическое восприятие. Желательно, чтобы фонетико-фонематическое недоразвитие было устранено до поступления в школу – это является залогом успешного овладения ребенком письменной речью.

Предупреждение ФФН требует профилактики перинатальной патологии плода, заботы об общем здоровье и гармоничном развитии детей, организации правильного речевого окружения, активизации слухового внимания и гнозиса как основы формирования фонематических процессов. Важное значение имеет внимание родителей к речи своего ребенка и своевременное обращение к логопеду для коррекции имеющихся нарушений.

Читайте также:  Жидкость в сердце у собаки

Фонематическое нарушения речи означает неспособность для ребенка определения на слух правильных звуков. Такая проблема проявляется в том, что звуки произносятся не правильно, оглушаются или озвончаются, заменяются — твердые на мягкие, пропускаются или переставляются в словах.
При этом ребенок не замечает допущенных ошибок, так как попросту «не слышит» разницы.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи возникает по причине фонематического нарушения слуха. То есть ребенок не только произносит звуки неправильно, но и не может определить на слух, какой звук необходим в том или ином случае.

ФФНР может проявляться в разной степени:

  • Дефектное звукопроизношение происходит по причине сложностей с анализом фонем.
  • Ребенок правильно произносит все звуки, но имеет затруднения с фонематическим слухом.
  • В речи ребенка есть проблемы с определением правильного звукового порядка в словах.

Как проявляется фонетико-фонематическое недоразвитие речи

Наиболее характерными признаками наличия ФФНР, на которые следует обратить родителям внимание, могут стать:

  • Замена в речи «сложных» звуков на более легкие для произношения. Например, звук Р может стать звуком Л, шипящие и свистящие замениться на взрывные звуки (Ш или Ж на Т или Д как твердые, так и мягкие).
  • Смешение звуков. То есть отдельно ребенок может выговорить сложные для него фонемы, но в словах и предложениях они по-прежнему заменяются на более простые.
  • Один звук может заменять даже пару или более. Например, один взрывной звук может стать заменой сразу нескольким шипящим и свистящим.
  • При правильном произношении ребенок может не различать звуки, относящиеся к разным типам, на слух. В данном случае на первый план выступает проблема фонематического нарушения.

Почему нужно к специалисту

Данная проблема может казаться родителям несущественной. В конце концов, даже в классических детских рассказах мы читаем, как мило дети шепелявят или грассируют, обладая при этом отличными интеллектуальными способностями.

Однако специалисты предупреждают о том, что такое нарушение может обернуться проблемой при обучении в школе. ФФНР означает прежде всего тот факт, что ребенок не способен провести анализ и определить нужный звук. Это влечет за собой проблемы в правописании, а также дислексию, дисграфию. Кроме того, неправильное произношение может сохраниться на всю жизнь, ведь ребенок «не видит и не слышит» своей ошибки.

К кому обращаться?

Если у родителей возникает подозрение на имеющиеся у ребенка проблемы с речью, нужно как можно раньше посетить логопеда. Специалист проведет подробное обследование и сделает вывод, есть ли необходимость в коррекционных мерах.

Как проходит обследование:

  • Задавая ребенку вопросы или предлагая выполнить то или иное упражнение, логопед определит «сложные» для произнесения фонемы. Над правильной постановкой звуков нужно будет поработать.
  • Следующим этапом необходимо выяснить, есть ли у ребенка сложности со слуховым восприятием звуков. Определенного вида тесты позволяют с уверенностью выявить это нарушение. Логопед предложит назвать первый или последний звук в названии предмета, изображенного на картинке, указать последовательность звуков (для старших дошкольников), найти из разных предметов те, которые начинаются на определенный звук и т. д.

С учетом всех возможных показателей обследования назначается план коррекционных действий специалиста. Важно решить проблему до начала обучения в школе, чтобы ребенок учился успешно.

Как работает логопед с ФФНР

Тактика коррекционных мероприятий строится на основе обследования ребенка. Работа может проводиться как на групповых занятиях, так и индивидуально. В последнем случае уроки будут более эффективны, так как позволяют уделить ребенку максимум внимания и учесть в планах именно его сложности и проблемы.
В логопедических занятиях присутствуют:

  • Упражнения, направленные на правильную постановку произношения звуков.
  • Игровая логопедическая гимнастика.
  • Тренировка слухового внимания.
  • Работа по улучшению звукового восприятия, обучение основам фонетического анализа и верному определению фонем в слове.
  • Упражнения на проведения звукового и слогового анализа, что обеспечивает успешное освоение грамотной письменной речи.
Читайте также:  Альвеолярный протеиноз легких клинические рекомендации

Все занятия проводятся в игровой форме. Ребенок должен чувствовать себя комфортно во время уроков, настраиваясь на работу.
Коррекционные меры должны быть комплексными. Помимо логопеда в работе должны принимать значительное участие и родители. Единый подход к выполнению коррекционной работы, выполнение «домашних заданий» логопеда, поддержка ребенка и максимальная помощь, оказанная в период исправления нарушений, помогут ему справиться с проблемой в короткие сроки.

Как быстро можно устранить проблему ФФНР

Не стоит ждать от занятий мгновенных результатов. Ведь ребенку совместно с логопедом придется пройти значительный путь от подготовки аппарата речи для постановки правильного звукопроизношения до автоматизации звуков в речи, формирования устойчивого фонетического слуха и умения проводить фонематический анализ.
Именно поэтому важно начать работу как можно раньше. Как правило, данная проблема может быть выявлена в 4-5 лет. Это значит, что до поступления в школу ребенок справится со всеми затруднениями и сможет стать успешным учеником.

Чем отличается ФНР от ФФНР?

Давайте, прежде всего, разберемся, что это же это за диагнозы, если их поставили вашему ребенку.

Фонетическое нарушение речи (ФНР)— это нарушение произношения отдельных звуков, одной или нескольких групп звуков, вследствие недостаточной сформированности фонетического слуха.

Такое нарушение относят к сенсорным нарушениям.

Как правило, это проявляется в:

* нарушение умственных действий в звуковом анализе;

* не различение на слух звуков в своей и чужой речи.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)- нарушение процессов звукопроизношения и восприятия фонем.

У детей с ФФНР обычно сохранный слух и интеллект.

ФФНР проявляется в:

* искажение произносимого звука;

* замена звука на другой.

То есть, при ФНР ребенок знает, что неправильно воспроизводит звук, но не смешивает его с другими.

При этом ребенок пишет все буквы в словах правильно, а нарушение происходит только в устной речи.

При ФФНР происходит полная замена определенного звука другим («лога» вместо «рога»).

Ребенок не видит разницы между звуками.

И здесь уже могут быть проблемы на письме.

Что же делать, если у ребенка ФФНР?

Развивать фонематический слух в играх.

Примеры игр:

* Называем ряд звуков, ребенок, когда слышит условленный звук, должен произвести установленное действие (например, на звук л — хлопаем, на р –топаем).

* Показываем картинку и называем её. Ребенок хлопает в ладоши, если слышит в названии изучаемый звук.

* Произносим стихотворение, скороговорку, а ребенок называет звук, который чаще всего услышал. Например, «У Сени и Сани в сетях сом с усами».

*Взрослый объясняет, что в домике живут только звери (птицы, домашние животные), в названиях которых есть, например, звук [Р].

Надо поместить этих животных в домик. Дети называют всех изображенных на картинках животных и выбирают среди них те, в названиях которых есть звук [Р] .

Создается игровая ситуация, в соответствии с которой необходимо научить попугая без ошибок повторять слоговой ряд. Роль попугая берет на себя ребенок.

* Взрослый произносит ряд слогов, ребенок повторяет. Па-ба, та-да, та-та-да, ка-га, ка-ка-та и т.п.

* Взрослый произносит слова, называя каждый звук отдельно: [р], [у], [к] [а]. Ребенок собирает звуки в слово.

Ссылка на основную публикацию
Что значит перегиб желчного пузыря
Желчь выполняет в организме человека важную роль, так как участвует в процессе пищеварения. Благодаря этому веществу расщепляются и усваиваются многие...
Что делать после удаления спирали
19 Фев ВВЕДЕНИЕ И УДАЛЕНИЕ ВНУТРИМАТОЧНЫХ СПИРАЛЕЙ Еще в древние времена внутриматочная контрацепция была известна как надежный способ предохранения. Однако...
Что делать при болезни шляттера
Очень редкое заболевание, во время которого происходит отмирание шишковидного отростка большой берцовой кости. Болезнь Шляттера может появиться после больших нагрузок...
Что значит повышенное содержание соэ в крови
Состав крови человека очень чувствителен к любым изменениям в работе организма. Именно поэтому одним из самых распространенных лабораторных анализов является...
Adblock detector